Аффект


Аффект
- (от лат. affectus - душевное волнение, страсть), относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание (ярость, ужас, отчаяние и др.), которое возникает, как правило, в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций и которое сопряжено с выраженными двигательными и органическими проявлениями. Аффекты приводят к затормаживанию всех других психических процессов и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы, которые могут запускаться без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект.


* * *
- кратковременная сильная положительная или отрицательная эмоция, возникшая в ответ на воздействие внутренних или внешних факторов и сопровождающаяся соматове-гетативными проявлениями.


* * *
— кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающего в результате фрустрации или какой-либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связанной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей.


* * *
– состояние сильного возбуждения и запальчивости. Оптимальная реакция – стараться не заразиться этим состоянием человека, который вступил в аффект, не надо оскорблять намеками на то, что он психически ненормален (это чаще всего несправедливо, а главное, не дает ничего конструктивного). Старайтесь успокоить собеседника. Не делать вид, что он во всем не прав, а лишь проявляет несдержанность и невоспитанность. Признать – в этом вы правы, а в этом – нет! что и подействует успокаивающе.


* * *
– чувственное, эмоциональное состояние, переживаемое человеком в процессе его жизнедеятельности. Психоанализ признает физиологические составляющие аффекта, но в своей исследовательской и терапевтической деятельности имеет дело с психическими проявлениями его.

   В период, предшествующий возникновению психоанализа, проблема аффектов рассматривалась в работах Й. Брейера и З. Фрейда об истерии. В их статье «О психическом механизме истерии» (1893) излагался катартический метод терапии, в основе которого лежала установка на восстановление в памяти пациента события и сопутствующего ему аффекта. Его цель – «позволить больному потом как можно подробнее описывать событие и выразить словами переживаемый при этом аффект». Действенность данного метода терапии основывалась на уничтожении воздействия не отреагированного первоначально представления, возвращении «ущемленного аффекта в сознание больного» или уничтожении его воздействия путем врачебного внушения.

В написанной совместно с Й. Брейером работе «Исследования истерии» (1895) З. Фрейд внес некоторые уточнения в связи с пониманием различных форм неврозов и использованием катартического метода терапии. В этом контексте он рассмотрел отношения между представлениями и аффектами: патогенные, забытые, вытесненные из сознания впечатления и представления вызывают аффекты стыда, упрека, ощущения ущербности; вытесненное представление остается, как слабый след воспоминания, а оторванный от него аффект используется для образования невротического симптома; почти все симптомы являются осадками аффективных переживаний, которые можно считать «психическими травмами». Три десятилетия спустя в работе «Торможение, симптом и страх» (1926; в переведенном на русский язык издании работа известна под названием «Страх») он дополнил это понимание положением, согласно которому «аффективные состояния воплощены в психической жизни как осадки, травматические переживания древности и в соответствующих с этим переживаниям ситуациях воспроизводятся как символы воспоминаний». В процессе воспроизведения своих патогенных впечатлений, представлений больной может выразить словами аффективные переживания. Задача терапии как раз и состоит в том, чтобы склонить больного к воспроизведению в словесной форме предшествующих патогенных представлений, в результате чего происходит необходимая разрядка того аффекта, который ранее не осознавался.

   С точки зрения З. Фрейда, психическое заболевание происходит потому, что возникшим аффектам закрывается нормальный выход. Сущность заболевания состоит в том, что защемленные аффекты получают ненормальное развитие: они остаются в психике человека и отягощают его жизнь как источники постоянного возбуждения; частично они перемещаются и получают выражение в форме телесных задержек, образуя то, что З. Фрейд назвал «истерической конверсией» или «конверсионной истерией», симптомами которой могут являться параличи, контрактуры (перенесенные на другие места проявления мускульной энергии), галлюцинации, боли, различные непроизвольные действия. Словом, при объяснении истерии на первое место были выдвинуты именно аффективные процессы.

   Через призму аффектов З. Фрейд рассмотрел не только психические заболевания, но и психическую деятельность человека в целом. Так, обсуждая вопрос о причинах неприятия философами, врачами и другими специалистами того времени выдвинутых им представлений о бессознательном, в работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) он писал о том, что на пути принятия бессознательного стоит «аффективное сопротивление», основанное на нежелании познавать свое бессознательное, в результате чего вообще отрицается его возможность.

   В работе «Торможение, симптом и страх» З. Фрейд рассматривал аффективную деятельность человека в плане ее энергетического потенциала. Он исходил из того, что задержки и торможения в Я не в последнюю очередь связаны с недостаточностью энергии. Если перед Я стоит задача подавить сильные аффекты, то оно настолько «беднеет в отношении энергии», что вынуждено ограничивать свои усилия. Но иногда Я удается приостановить или отклонить наметившееся в бессознательном Оно возбуждение и тогда отпадает загадка «превращения аффекта» при вытеснении.

   При обсуждении проблемы страха З. Фрейд исходил из того, что при акте рождения возникают такие состояния, которые являются выражением «аффекта страха». Однако в отличие от венского психоаналитика О. Ранка (1884–1939) он не переоценивал данную связь, считая, что «аффективный символ для ситуации опасности является биологической опасностью». Что касается происхождения аффектов, то основатель психоанализа признавал, что этот вопрос заставляет оставить психологическую почву и вступить в пограничную область физиологии.

   Размышляя о природе и причинах возникновения страха, З. Фрейд подчеркивал, что при вытеснении страх не является каким-то новым образованием, а воспроизводится как аффективное состояние, соответствующее имеющемуся воспоминанию. Страх – такое же аффективное состояние, как боль или печаль. Между этими разнообразными аффектами существуют, как он полагал, не только сходства, но и различия. Так, боль не сопровождается моторными проявлениями, в случае же когда они имеют место, такие проявления выделяются не как составные части целого, а как последствия или реакции на него. Страх включает в себя следующие моменты: специфический характер неприятного, реакцию отвода возбуждения, восприятие этих моментов. В целом страх не занимает исключительное положение среди аффективных состояний человека.

   По словам З. Фрейда, «другие аффекты представляют собой репродукции важных для жизни старых, возможно доиндивидуальных событий»: в качестве «общих, типичных, врожденных исторических припадков» их можно приравнять к позже и индивидуально приобретенным атакам истерического невроза, происхождение и значение которых становится понятным благодаря психоанализу. Другое дело, что психоанализ не может привести доказательства этого для других аффектов, так как, по признанию З. Фрейда, мы не знаем, «что такое аффект».

   Специфика фрейдовского понимания бессознательных аффектов состояла в том, что он проводил различие между ними и бессознательными представлениями, идеями. Он полагал, что бессознательные аффекты привязаны к вытесненным бессознательным представлениям, но если вторые остаются в системе бессознательного в качестве реальных образований, то первые характеризуются неразвившейся возможностью и способностью оказаться приемлемыми для сознания. В отличие от вытесненных бессознательных представлений, некоторые бессознательные аффекты могут, по мнению З. Фрейда, проникнуть в сознание в форме замещающих образований, симптомов.

   Трудности в понимании существа аффектов дают знать о себе и в современном психоанализе. Во всяком случае среди современных психоаналитиков существуют расхождения между пониманием аффектов как движущих сил, лежащих в основе структуризации инстинктивных влечений, и как свободных от конфликтов функций Я, между признанием аффектов в качестве тех или иных симптомов и рассмотрением их с точки зрения адаптивных функций, способствующих соответствующему реагированию человека на внешние события и внутрипсихические конфликты. Нет единого мнения и по поводу того, насколько тесно связаны конкретные аффекты с определенными стадиями психосексуального развития человека, какова их динамика развития в структуре психосоматического взаимодействия, какие аффекты являются осадками архаичных переживаний и какие – достоянием развития современной цивилизации.


   
* * *
(лат. affectus - душевное волнение, страсть) - 1. общее название различных эмоций; 2. кратковременное, бурное проявление эмоций, наступающее обычно после психогении или того, что пациентом воспринимается как психогения. Обычно аффект сопровождается в той или иной степени выраженным сужением сферы сознания, преимущественно эмоциональной интерпретацией ситуации, выраженными вегетативными симптомами, нарушением поведения под влиянием импульсивных побуждений. Позитивная роль аффекта сводится, в основном, к тому, что это расширяет возможности самопознания и способствует преодлолению имеющихся психологических проблем; 3. внешнее проявление эмоций; 4. термин, обозначающий особенность или тип поведения, включая чувства, эмоции, настроения, мотивацию, некоторые влечения и инстинкты. Используется для указания на них как по отдельности, так и в целом. Гнев, радость, страх и т.д, несмотря на занимаемое ими центральное положение в человеческом эмоциональном опыте, практически не получили должного объяснения в психологии.


* * *
(от лат. affectus «душевное волнение, страсть») – бурная кратковременная реакция индивида на сильный раздражитель в неожиданной ситуации; при этом снижается способность понимать значение своих действий. Может быть следствием обиды, несправедливости. Возможное проявление – сжимание зубов и губ, трясущиеся руки, резкие движения, повышенный тон и громкость голоса, срывающийся голос. Типичная реакция – беспокойство участвующих в общении лиц, индукция; может быть следствием обиды, оскорбления, зависти, комплекса неполноценности, долгой сдержанности (см. Отыгрывание).


Он нашел ее в состоянии, похожем на совершенное помешательство: она вскрикивала, дрожала, кричала, что Рогожин спрятан в саду, у них же в доме, что она его сейчас видела, что он ее убьет ночью… зарежет! Целый час она не могла успокоиться (Ф. Достоевский, Идиот).



Войницкий. Не замолчу! (Загораживая Серебрякову дорогу.) Постой, я не кончил! Ты погубил мою жизнь! Я не жил, не жил! По твоей милости я истребил, уничтожил лучшие годы своей жизни! Ты мой злейший враг! (А. Чехов, Дядя Ваня).


Ср. поведение Муромского в пьесе А. Сухово-Кобылина «Дело». Ср. гнев, ужас, ажитация, фрустрация.


* * *
Кратковременная бурная эмоциональная реакция, возбуждение с утратой волевого контроля.


* * *
кратковременное состояние сильного Эмоционального возбуждения. Чаще всего аффект возникает в результате неожиданного полного удовлетворения (положительный аффект) или неудовлетворения (отрицательный аффект) каких-либо важных потребностей человека.


* * *

(от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – эмоциональное состояние человека, характеризующееся бурным и относительно кратковременным протеканием и возникающее в связи с резким критическим изменением жизненно важных для субьекта обстоятельств при неспособности его найти адекватный выход из сложившейся ситуации. Формами проявления а. могут быть ярость, гнев, ужас и т.д. А. может нарушать нормальное протекание психических процессов – восприятия, мышления, речи и др. А. фиксируются в сознании личности: следы пережитых а. могут актуализироваться при определенных условиях, усиливаться, проявляется эффект накопления а. с последующей их разрядкой, порой в более острых формах. Лица, склонные к а., могут быть источниками возникновения паники.


* * *

Под аффектом понимают кратковременное сильное душевное волнение, сопровождающееся не только эмоциональной реакцией, но и возбуждением всей психической деятельности.

Выделяют физиологический аффект, такой, как аффект гнева либо радости, который не сопровождается помрачением сознания, автоматизмами и амнезией.

Астенический аффект характеризуется быстрым истощением, сопровождается подавленным настроением, снижением психической активности и жизненного тонуса, ухудшением самочувствия.

Стеническому аффекту свойственно повышенное самочувствие, с выраженной психической активностью, ощущением приливов собственной силы.

Патологический аффект определяется кратковременным психическим расстройством, развивающимся в ответ на внезапную интенсивную психическую травму, и проявляется в концентрации сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следуют общая расслабленность, безразличие и глубокий сон; также характеризуется частичной или полной амнезией.

В некоторых случаях патологическому аффекту предшествует длительная психотравмирующая ситуация, и сам патологический аффект возникает как реакция на какуюто «последнюю каплю».



* * *
(от лат. afectus – душевное волнение) – стремительно и бурно протекающая, наиболее сильная эмоция взрывного свойства, неподконтрольная сознанию и способная принять форму аффекта патологического. А. – это приступ сильного и кратковременного эмоционального возбуждения, связанный с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. В основе А. лежит переживаемое человеком состояние внутриличностного конфликта, порождаемого либо противоречиями между его влечениями, стремлениями, желаниями, либо требованиями, которые предъявляются человеку, и возможностями выполнить эти требования.


* * *
сильное и относительно кратковременное переживание, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств; сопровождается выраженными двигательными проявлениями и изменением состояния внутренних органов. Контроль сознания при А. резко ослаблен, и возможны мгновения, когда он вообще отсутствует.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Синонимы:

Смотреть что такое "Аффект" в других словарях:

  • аффект — Кратковременная, бурно протекающая, положительно или отрицательно окрашенная эмоциональная психогенная реакция. В качестве аффективной разрядки пациенты чаще совершают суицидальные, нежели агрессивные, действия. Смотри также: Импульсивное… …   Большая психологическая энциклопедия

  • АФФЕКТ — (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) эмоциональное состояние, характеризующееся болезненным возбуждением чувств, включением воли, вместе с тем сильным ослаблением ясности мышления и его влияния и отличающееся от страсти меньшей… …   Философская энциклопедия

  • АФФЕКТ — (лат. affectus). Порыв чувства, доходящий, под сильным и внезапным впечатлением, до самозабвения, до исступления, и происходящая отсюда приостановка или затруднение в нормальном течении остальных душевных движений. Словарь иностранных слов,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • АФФЕКТ — (от лат. affectus душевное состояние), термин, употребляемый для обозначения явлений в области чувства. Наиболее древнее объяснение слова А. встречается у Августина, к рый приравнивает его к латинскому perturbatio. Т. о., в этом значении,… …   Большая медицинская энциклопедия

  • АФФЕКТ — (от латинского affectus душевное волнение, страсть), бурная кратковременная эмоция (например, гнев, ужас), возникающая, как правило, в ответ на сильный раздражитель (физиологический аффект). Аффект патологический кратковременное психическое… …   Современная энциклопедия

  • Аффект —  Аффект  ♦ Affect    Распространенное название и научный термин для обозначения чувств, страстей, эмоций и желаний – всего того, что затрагивает нас как приятным, так и неприятным образом. Но ведь тело тоже способно чувствовать, скажете вы.… …   Философский словарь Спонвиля

  • Аффект — (от латинского affectus душевное волнение, страсть), бурная кратковременная эмоция (например, гнев, ужас), возникающая, как правило, в ответ на сильный раздражитель (физиологический аффект). Аффект патологический кратковременное психическое… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • аффект — См. горячность... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. аффект возбуждение, горячность; ажитация, припадок, эмоция, остервенение, исступление …   Словарь синонимов

  • аффект — Апелляция, аффект и др. Юго западное влияние несло с собою в русскую литературную речь поток европеизмов. За счет греческого языка возрастает культурно образовательная роль языка латинского, который был интернациональным языком средневековой… …   История слов

  • Аффект — (лат. аffectus – жан толқынысы, құмарлық, ынтықтық) – адам көңіл күйінің шұғыл өзгеріп, әсерленуі (үрейлену, масаттану, ызалану). Аффект кезінде стрестік жағдайлар туындап, адам өзінің жүйкесін толық бақылай алмайтын ерекше сезімдік кейіпке… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • АФФЕКТ — (от лат. affectus душевное волнение, страсть) сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля. Известны два вида …   Юридический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Аффект» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.